История Сергиева Посада

Началась же история Сергиева Посада с небольшой пустыни, которую основали на берегу реки 
Кончуры посреди Радонежского бора два брата, Варфоломей и Стефан. Они стремились 
«к строжайшему монашеству и пустынножитию», дабы ничто и никто не отвлекал их от служения Богу. 
Так, в глухих лесах Подмосковья появились кельи и небольшая церковь во имя Святой Троицы.
Однако, вскоре после того как богомольцы вроде бы обосновались на новом месте, Стефан, 
не выдержав суровых лишений аскетичного монашества, уехал в Москву в Богоявленский монастырь, 
а Варфоломей принял постриг под именем Сергия и остался в полном одиночестве.
Несколько лет Сергий прожил отшельником, а потом к нему на поселение стали приходить монахи, 
которые и основали здесь обитель – Троицкий монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. 
Эта жемчужина русского храмового строительства внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Хотя этот высокий статус монастырь получит гораздо позже, а пока он только начинает развиваться и 
терпит во всем крайнюю нужду, пока Сергий, ставший к тому времени игуменом, не провозгласил правило, 
которое запрещало монахам принимать любые подаяния и обязывало их жить лишь собственным трудом. 
Так обитель становится не только религиозным центром, но и центром ремесел, начинает разрастаться 
и процветать, около нее начинают селиться крестьяне, монастырю благоволят русские князья.
Так, в 1380 году перед Куликовской битвой сюда приезжает князь Дмитрий Донской, чтобы получить 
благословение, позже здесь крестят первого царя всея Руси Ивана Грозного, а в 1682 году, во время 
Стрелецкого бунта, в монастыре укрывалась царевна Софья Алексеевна и ее малолетние братья, 
царевичи Иван и Петр. Для последнего обитель вновь стала укрытием в 1689 году, во время его борьбы за престол.
Однако, несмотря на такую, казалось, безоблачную историю, были в жизни монастыря и черные страницы – 
в 1408 году во время очередного набега татар на Русь, войска хана Едигея полностью сожгли обитель, 
которая в тот момент представляла собой небольшой деревянный городок. После того как монастырь восстановился 
от этого потрясения, в нем начинается активное каменное строительство – появляется первый каменный собор, 
куда перенесли усыпальницу почившего к тому времени преподобного Сергия, начинается строительство мощных 
каменных стен с башнями.

Неприступность обители, в 1550 превратившейся в мощный форт, была испытана во времена Смутного времени, 
когда польско-литовские интервенты безуспешно осаждали монастырь в течение полутора лет.
Такая самоотверженная защита могла только способствовать дальнейшему росту авторитета монастыря, что в 
свою очередь обусловило приток сюда людей – они активно селились на принадлежащих монастырю территориях, 
тем более, что монастырские земли имели большие государственные льготы.

Постепенно кольцо поселков и деревень вокруг Троицкого монастыря замкнулось, после чего весь комплекс 
поселений получил название Сергиев Посад, а сам монастырь удостоился звания Лавры, что подчеркнуло его 
главенствующую роль в религиозной жизни страны.
Дальше Лавра ведет не только активное строительство в городе, но и развивает местную промышленность – 
в Сергиевом Посаде создаются несколько заводов и фабрик, собственная типография, а также «потешное» 
производство игрушек – именно здесь родилась наша русская матрешка. В конце XIX века к монастырю строится 
хорошая дорога, а также налаживается железнодорожное сообщение. Таким образом, благосостояние Лавры только 
растет вместе с притоком богомольцев и паломников.

Кончается все с приходом советской власти, Лавру закрывают, монахи подвергаются репрессиям, сам город 
переименовывают и вплоть до 1991 года он носит название Загорск.
В настоящее время Сергиев Посад – довольно крупный и развитый в промышленном, культурном, научном и т
уристическом плане город Подмосковья. Лавра же является крупнейшим действующим православным монастырем страны, 
ее духовным центром, где свято чтут и оберегают традиции православия, где сохранилась истинная душа России.