История Сергиева Посада
Началась же история Сергиева Посада с небольшой пустыни, которую основали на берегу реки
Кончуры посреди Радонежского бора два брата, Варфоломей и Стефан. Они стремились
«к строжайшему монашеству и пустынножитию», дабы ничто и никто не отвлекал их от служения Богу.
Так, в глухих лесах Подмосковья появились кельи и небольшая церковь во имя Святой Троицы.
Однако, вскоре после того как богомольцы вроде бы обосновались на новом месте, Стефан,
не выдержав суровых лишений аскетичного монашества, уехал в Москву в Богоявленский монастырь,
а Варфоломей принял постриг под именем Сергия и остался в полном одиночестве.
Несколько лет Сергий прожил отшельником, а потом к нему на поселение стали приходить монахи,
которые и основали здесь обитель – Троицкий монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой.
Эта жемчужина русского храмового строительства внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Хотя этот высокий статус монастырь получит гораздо позже, а пока он только начинает развиваться и
терпит во всем крайнюю нужду, пока Сергий, ставший к тому времени игуменом, не провозгласил правило,
которое запрещало монахам принимать любые подаяния и обязывало их жить лишь собственным трудом.
Так обитель становится не только религиозным центром, но и центром ремесел, начинает разрастаться
и процветать, около нее начинают селиться крестьяне, монастырю благоволят русские князья.
Так, в 1380 году перед Куликовской битвой сюда приезжает князь Дмитрий Донской, чтобы получить
благословение, позже здесь крестят первого царя всея Руси Ивана Грозного, а в 1682 году, во время
Стрелецкого бунта, в монастыре укрывалась царевна Софья Алексеевна и ее малолетние братья,
царевичи Иван и Петр. Для последнего обитель вновь стала укрытием в 1689 году, во время его борьбы за престол.
Однако, несмотря на такую, казалось, безоблачную историю, были в жизни монастыря и черные страницы –
в 1408 году во время очередного набега татар на Русь, войска хана Едигея полностью сожгли обитель,
которая в тот момент представляла собой небольшой деревянный городок. После того как монастырь восстановился
от этого потрясения, в нем начинается активное каменное строительство – появляется первый каменный собор,
куда перенесли усыпальницу почившего к тому времени преподобного Сергия, начинается строительство мощных
каменных стен с башнями.
Неприступность обители, в 1550 превратившейся в мощный форт, была испытана во времена Смутного времени,
когда польско-литовские интервенты безуспешно осаждали монастырь в течение полутора лет.
Такая самоотверженная защита могла только способствовать дальнейшему росту авторитета монастыря, что в
свою очередь обусловило приток сюда людей – они активно селились на принадлежащих монастырю территориях,
тем более, что монастырские земли имели большие государственные льготы.
Постепенно кольцо поселков и деревень вокруг Троицкого монастыря замкнулось, после чего весь комплекс
поселений получил название Сергиев Посад, а сам монастырь удостоился звания Лавры, что подчеркнуло его
главенствующую роль в религиозной жизни страны.
Дальше Лавра ведет не только активное строительство в городе, но и развивает местную промышленность –
в Сергиевом Посаде создаются несколько заводов и фабрик, собственная типография, а также «потешное»
производство игрушек – именно здесь родилась наша русская матрешка. В конце XIX века к монастырю строится
хорошая дорога, а также налаживается железнодорожное сообщение. Таким образом, благосостояние Лавры только
растет вместе с притоком богомольцев и паломников.
Кончается все с приходом советской власти, Лавру закрывают, монахи подвергаются репрессиям, сам город
переименовывают и вплоть до 1991 года он носит название Загорск.
В настоящее время Сергиев Посад – довольно крупный и развитый в промышленном, культурном, научном и т
уристическом плане город Подмосковья. Лавра же является крупнейшим действующим православным монастырем страны,
ее духовным центром, где свято чтут и оберегают традиции православия, где сохранилась истинная душа России.