Межполушарное взаимодействие. Или про связи наших полушарий.

Межполушарное взаимодействие. Или про связи наших полушарий.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушарий в единою интернагративную, целостную работающую систему, которая формируется под влиянием генетических и окружающих (средовых) факторов.

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО?          

    Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух (слуховое восприятие), планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.             

    Межполушарные связи предопределяют: 

  • качество восприятия и обработки информации (процесс обучения);  
  • эмоциональную стабильность; 
  • координацию и баланс. 

      Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ

    Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение имеет место быть в период от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.

У старших дошкольников и школьников  можно распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:

  • ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; 
  • он с трудом описывает ситуацию по картинке; 
  • не может адекватно оценивать эмоции других людей; 
  • пишет буквы в зеркальном отражении; 
  • часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; 
  • испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми; 
  • затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; 
  • у ребенка может меняться ведущая рука.

ПРИЧИНЫ

    Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.

КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?  

   Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; логоритмика; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку.

От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ДОСКИ И БАЛАНСИРЫ 

 Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Существуют доски для рук и для ног. Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект. Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей следует обратиться к специалистам.