Дефектолог. Кто это?

Логопед дефектолог

 

Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка,
а логопед впоследствии «ставит» произношение. Как правильнее — логопед или дефектолог?
Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов
дыхания и восприятия, а также высших нервных функций
Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами,
касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.
Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен.
Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации малочто может сделать.
Чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога?
Кто тогда такой логопед-дефектолог?  
Какие у специалистов «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

 

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения. Дефектология делится на несколько отраслей:  логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);  олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушенийумственной отсталости,  задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)  тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и  вторичных нарушений развития);  сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

 

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка.Получается, что  логопед — это тоже дефектолог.
На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному,например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов:
дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии.
То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкойоб имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна.
Олигофренопедагог и логопед- дефектолог в своей подготовке имеют много общего.
Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми,
имеющими особенности развития. Поэтому на практике один специалист может проводить занятия из сферы другого и наоборот.
Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты.
Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизатрия). Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы.
Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» – мало, «френос» – ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в
интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле.
То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях,
обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение:
«машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать
заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора.

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения».
То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь
процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее  отсутствие), и проблемы в поведении,
двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью.
Даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития.
Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра.
Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения
(при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному).
Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует.
Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

Какие выводы можно сделать?
1.Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать
на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения.
Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная,
эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга,
вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением
пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью).
Значит, и коррекция будет строиться по-разному.   Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе
аппаратные методы диагностики.
2.Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими
специалистами и аппаратная нейрокоррекция. Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой.
3.Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов.
Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать
дома для ускорения результата.

Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка
для достижения максимальной компенсации.